Рост цен на бензин продолжится, что связано с ограничением предложения топлива на рынке, ростом мировых цен на нефть и сезонным скачком спроса, пишет "Биржевой лидер". Издание напоминает, что месяц назад, выступая на совещании «Об итогах деятельности топливо-энергетического комплекса России в 2010 году и задачах на 2011 год», премьер-министр России Владимир Путин высказал недовольство относительно высоких цен на автомобильное и авиационное топливо. Практически сразу основные российские нефтетрейдеры снизили расценки на бензин и дизельное топливо в розничной торговле.
Однако, несмотря на то, что российский рынок нефтепродуктов весьма стабилен, цены на автомобильное топливо продолжают расти – с начала года потребительские цены на бензин в среднем выросли на 2,2%. Участились акции протестов автомобилистов, требующих понижения цен на топливо минимум на 30%.
Специалисты отмечали, что сразу же после заявления Владимира Путина цены на автозаправках незначительно снизились и в марте продолжили понемногу падать. За минувшую неделю в среднем по России цены на высокооктановые бензины упали на 6-7 копеек за литр, однако в нескольких европейских регионах РФ цены выросли до 1%. Средняя цена 92-го бензина в России составила 23,43 руб/л, а 95-го – 25,38 руб./л;
При этом на спотовом рынке апрельский бензин дорожает. 92-й бензин вырос в цене на 178 рублей за тонну (до 25378 рублей), 95-й – на 73 руб/т (до 26980 рублей). Пока что на автозаправках и в хранилищах есть запасы топлива по старой цене, но в свете роста цен на спотовом рынке уже в апреле стоить ожидать повышения и розничных цен. Самый дорогой 92-й бензин сейчас продается на российском Дальнем Востоке – 26500 рублей за тонну, а в Южном федеральном округе больше всего стоит АИ-95 – 28600 руб/т. Эксперты отмечают ограничение предложения на рынке нефтепродуктов в связи с остановкой нескольких нефтеперерабатывающих заводов – в Рязани, Самаре, Омске и др. Кроме того, началось сезонное удорожание и спотовых партий летнего дизельного топлива. Сейчас еще летнее ДТ дешевеет – за неделю цены в среднем по России снизились на 11 копеек за литр, но в опте с начала марта летнее ДТ уже подорожало на 129 руб/т (1,9%) во всех европейских регионах России. С 1 апреля в России повысятся экспортные пошлины на светлые нефтепродукты (с $ 244,6 до $ 283,9 за тонну), но при существующих ценах в Европе для нефтяных компаний экспорт остается более предпочтительным, чем внутренний рынок (порядка 700-800 рублей на каждой тонне).
По мнению аналитиков факультета детального изучения торговой системы Masterforex-V, подорожание бензина и дизтоплива вызвано ограничением предложения топлива на рынке. Остановка на ремонтные работы нескольких российских нефтеперерабатывающих заводов, а также выросший спрос на летнее дизельное топливо провоцирует подъем цен.
Также, по мнению экспертов, возобновившийся рост цен на нефть в мире и повышение акцизного сбора на нефтепродукты и внедрения пошлин может привести к еще большему увеличению розничных цен на бензин А-95 и дизельного топлива
| РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ПРОДОЛЖИТСЯ, А ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ЛИШЬ ПРОВОЦИРУЕТ ПАНИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ | |
Трейдеры уверены, что рост цен на бензин в ближайшее время продолжится, а вмешательство государства лишь провоцирует панические настроения.
Эксперты Академии Форекс и биржевой торговли Masterforex-V отмечают что, на прошлой неделе ФАС предоставила в Минэнергетики, Минэкономразвития и Федеральную службу по финансовым рынкам проекты разработанных ею законов «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ». Законопроекты предусматривают сразу три индекса рыночных цен на топливо – по сопоставимым с РФ зарубежным рынкам, по биржевым и внебиржевым ценам на нефть и основные нефтепродукты. ФАС отстаивает тезис, что фактор мировых цен не должен быть определяющим при формировании цен на внутреннем рынке. Законопроекты также предусматривают дальнейшее развитие торговли нефтепродуктами на биржах. Предлагается отпускать около 15% нефтепродуктов на нужды ведомств и компаний с госучастием. Усиливается ответственность товарно-сырьевых бирж за нарушение антимонопольного законодательства. Еще не закончился первый квартал 2011 года, а ФАС уже наложила штрафов за неоправданное повышение цен на нефтепродукты на общую сумму в 10 млрд. рублей. ФАС отказывается от введения государственного регулирования цен на автомобильное топливо, ссылаясь на аналогичный опыт с недавним введением госконтроля на авиатопливо: как только стали утверждать твердые тарифы, цены оказались выше, чем были до введения государственной регуляции. Все же цены, признаются аналитики ФАС, должны регулироваться рынком, а не указами.
|