$IMAGE1-left$
Утром 12 декабря около 8.45 по местному времени на газораспределительной станции австрийской нефтегазовой компании OMV, расположенной рядом с г. Баумгартеном, произошел взрыв, затем начался пожар. На ликвидацию возгорания ушло без малого 6 часов, сообщила компания – оператор хаба Gas Connect Austria. Погиб один человек. Точное число пострадавших не известно. AFP и Bloomberg сообщали о 60 пострадавших, данные австрийской полиции – 21 человек. Причиной взрыва стала «техническая неисправность», сообщила полиция. Версия возможного теракта не рассматривается – «нет никаких признаков преднамеренной атаки или любого другого спланированного акта», говорится в сообщении австрийской спецслужбы BVT. Сроки восстановления работы хаба пока не известны. «Восстановление работы предприятия в Баумгартене – дело не часов, а дней», – цитирует представителя OMV Bloomberg.
Хаб в Баумгартене – одна из ключевых развязок транзитных потоков газа в Центральной Европе. Через него ежегодно прокачивается около 40 млрд куб. м газа из России и Норвегии. В экспорте «Газпрома» в страны Западной Европы на этот маршрут приходится почти треть поставок. Часть газа предназначена для Австрии. Через нее же транзитом российское топливо поставляется в Италию и Словению.
После аварии OMV сообщила, что транзит через Австрию в направлении юга и юго-востока приостановлен. По оперативным данным словацкого газотранспортного оператора Eustream, за полные сутки 12 декабря транзит газа на границе с Украиной упадет почти втрое и составит около 50 млн куб. м вместо запланированных 142,2 млн куб. м. Итальянский газотранспортный оператор Snam Rete Gas снизил оценку поступления российского газа в 10 раз – со 113,5 млн до 14 млн куб. м в сутки.
«Газпром экспорт» сообщил, что «работает над перераспределением потоков газа и делает все возможное, чтобы обеспечить бесперебойность поставок газа своим клиентам на этом транспортном направлении». Временную потерю российских поставок Австрия компенсирует за счет отбора газа из подземных хранилищ. Министерство экономического развития Италии объявило о введении чрезвычайного положения, компенсировать дефицит поставок страна тоже рассчитывает за счет накопленных запасов в хранилищах.
Больше всего от аварии может пострадать Италия. Но даже там ситуация не выглядит критичной, хотя и является непростой, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Поставки газа в Италию из России, Голландии и Норвегии идут через Баумгартен. Суммарно на них приходится около половины потребления – приблизительно 35–40 млрд куб. м из примерно 69 млрд куб. м, указывает Маринченко. Подземные хранилища в Италии вмещают более 16 млрд куб. м топлива. Не ясно, насколько они заполнены, указывает Маринченко. Но учитывая, что пока только начало зимы, вероятно, не менее чем на 70%. Газа в подземных хранилищах, вероятно, достаточно, для того чтобы обеспечить привычный уровень потребления, даже если на устранение аварии уйдет несколько недель. Кроме того, Италия может увеличить закупки трубопроводного газа из Алжира и СПГ, резюмирует Маринченко.
Запасов в подземных хранилищах Австрии – 7 млрд куб. м – тоже должно хватить, считает аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко. Годовое потребление в стране – всего 9 млрд куб. м, напоминает он.
Существенного влияния на экспорт «Газпрома» авария не окажет, предполагает Собко. «Это будет зависеть от того, как долго будут продолжаться ремонтные работы и какая часть от объемов транзита сможет быть восстановлена в кратчайшие сроки, – указывает эксперт. – Если страны с проблемами в поставках будут отбирать больше газа из хранилищ, а ремонтные работы продлятся недолго, временно выпавшие объемы экспорта «Газпром» может компенсировать за счет дополнительной закачки газа обратно в ПХГ».
«Даже если очень консервативно предположить, что в течение двух недель поставки «Газпрома» в регион будут минимальны, авария будет стоить «Газпрому» не более 1,5 млрд куб. м газа в год, – считает Маринченко. – Не очень существенно по сравнению с планами поставить [на экспорт] 192 млрд куб. м в 2017 г.». Возможное выпадение объемов может быть компенсировано ростом цен, которые на важнейших хабах могут быть несколько выше нормального уровня вплоть до устранения последствий аварии, полагает Маринченко.
Авария вызвала стремительный рост цен на газовых хабах Европы. На итальянском PSV стоимость газа вчера вечером росла втрое и доходила до $996 за 1000 куб. м. Для сравнения: вечером накануне аварии торги закрылись на уровне $292 за 1000 куб. м. Рост цен на немецком TTF и британском NBP был более умеренным.
Вывод из строя такой важной инфраструктурной составляющей приведет к повышению цен, но оно вряд ли будет лавинообразным, если говорить об основных хабах, считает Маринченко. NBP в конце дня торговался на уровне около $330 за 1000 куб. м против $310 накануне вечером. Но в течение дня спотовая цена превышала $400, рассказывает Маринченко. «Несмотря на то что ситуация сложная, Европа должна суметь компенсировать ограничение поставок путем переориентации потоков, отбора газа из подземных хранилищ и роста закупок СПГ», – полагает эксперт.
Гораздо более важное влияние авария может оказать на обсуждение строительства новых трубопроводных проектов «Газпрома» – «Северного потока – 2» и «Турецкого потока». Вплоть до последнего момента представители Еврокомиссии заявляли, что в строительстве новых газопроводов Европа потребности не испытывает. «Взрыв в Австрии, который вывел из строя крупнейший газовый хаб в Европе, будет очень убедительным аргументом в пользу сторонников строительства «Северного потока – 2», в первую очередь «Газпрома», – уверен Маринченко. Кроме того, укрепится позиция тех, кто ратует за более тесную интеграцию европейского газового рынка, включая строительство интерконнекторов, газовых хранилищ и терминалов по приему СПГ, уверен эксперт. «После подобных происшествий становится понятно, что лишней газовой инфраструктуры не бывает», – отмечает Маринченко.
Дополнительные аргументы у «Газпрома» могут появиться скорее в отношении строительства второй нитки «Турецкого потока», не соглашается Собко. Поставки газа через «Северный поток – 2» на юг Европы нерентабельны, указывает он. Собко не исключает, что авария может оказаться поводом для увеличения доли СПГ в газовом импорте ЕС.
|